Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в
себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование —
термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное
образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в
независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
В рамках
Федеральной программы «Доступная среда», во исполнение приказа министерства
общего и профессионального образования Ростовской области от 27.06.2014 N 439
«Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных
организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения
детей-инвалидов»,
МБОУ СОШ № 1
реализует программу «Доступная среда» В 2015 году был реализован комплекс
мероприятий по созданию условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов:
- установлены
пандусы и поручни;
Эти и ряд
других мероприятий создают оптимальные условия для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития
равного доступа к качественному образованию, полноценному участию в
общественной жизни.
Программа
«Доступная среда» в школе обеспечивает:
- создание
специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную
адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательном учреждении;
- реализацию
прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет
способствовать их полноценному участию в жизни общества; -выявление особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет
индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт
возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
-обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Ожидаемые
результаты: позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ,
повышение качества их образования, успешная социализация в обществе.
Основные
задачи программы «Доступная среда» Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
Выявить
особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Осуществить
индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
Обеспечить
возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их
интеграцию в образовательное учреждение
Задачи,
ориентируемые на педагогов и специалистов:
-
Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.-
- Повысить
профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
- Формировать
условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
- Задачи,
ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование
родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в школе
для детей с ОВЗ.
- Просвещение
родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого–педагогических,
медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и
социализации детей с ОВЗ.
ИНФОРМАЦИЯ
- о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- об объектах для проведения практических занятий;
- о библиотеке(ах);
- об объектах спорта;
- о средствах обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- об электронных образовательных ресурсах;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.